О сопротивлении в Театре Аржетипов (продолжение
3.Клиент Ара
К Если бы я села вчера , бы больше знала о чем говорить. Вчера я повторяла про себя Вина,
мне было плохо , но причину я не
знала . И я себе говорила : «Когда я приду домой ,увижу ребенка, и мне станет
хорошо. Я позвонила маме ( до этого я не звонила в течение семи дней)». Я увидела
ребенка, который обжег руку и села плакать. Я человек,который создает Себе
проблемы- не другим, себе. Если
случается что-то, то я раздуваю факт ,начинаю волноваться и во время волнения
моего , люди вокруг меня себя неважно чувствуют. Может я найду почему я такая,
вредящая себе? Что осложняет мне жизнь?
И это чувство Вины –хорошо знакомое мне. У меня есть то,за что я могла бы
радоваться жизни , но есть что-то, что мне мешает.
П Большое? Размер его?
К Что-то такое ,что я его очертания не вижу.
П А где оно находится? Давайте поставим стул в
пространстве. Где это большое?
К В себе чувствую(показывает рукой на грудь), а в
пространстве- нет. Какая-то суть, которая не почувствуется руками , это как занавес, который разделяет комнату.
П Ага. Равномерная? Одинаковая по
протяженности? Где?
К В пространстве: вот так (показывает рукой)
Это и не стена и не перейдешь: что-то ,что разделяет сферу.
П Хорошо. Понятно. И если мы тогда ( И А берет стул и со стулом в руке показывает
вдоль линии движение производит).
Мы
что-то будем использовать в пространстве для обозначения этого занавеса?
К Я хочу провести линию. (Берет листы и делит
их на длинные полоски и вместе со членами группы раскладывает их на полу по
диагонали комнаты В-К.)
П Вот она линия. Да прям государственная
граница.
К Никогда не думала. Как бы не ошибиться. Я права.
ту ара.
П Я правильно понимаю, ара –это нет?
К У меня в жизни чувство : не ошибиться и не
обмануть других.
П Не ошибаться и не обмануть других...
Правильно
ли я понимаю , что вы боитесь сделать что-то : какое слово лучше подходит -боитесь обмануть ?
К Да
П А что это значит для вас обмануть случайно?
Сто с вами должно произойти ,чтобы вы могли обмануть случайно?
К Я что-то недопоняла, ошиблась, думала ,что
правда, сделала- а оказалось, что неправда.
П
Т.е. получается 2 варианта : 1. Вы
говорите что-то неправильно
2 Вы делаете что-то неправильно
К Делаете –более ответственно.
П Это разговорное ощущение говорит . Когда ты говоришь а я что-то не понимаю, я
всегда могу переспросить
К Я даже если я уверена, всегда все равно говорю,
я так думаю.
П Ну на
100% может знать только Бог.
К Если я
не скажу эту фразу-чувство вины душит меня. Это от мамы с детства...
П Если вы себе скажете :»Мамочка, можно я буду
говорить правду? » (говорить правду-это значит говорить то, что вы считаете правдой . Когда вы были
маленькой вы могли понять это как маленький ребеночек.
К У меня это просто осталось...
П Как взрослая Ара ,которая сама уже мама, что
она выберет : не обманывать или говорить правду или что-то другое?
К Для моего здоровья лучше правду.
П Значит взрослой Аре ближе говорить правду. У
любого ребеночка есть такой период всемогущества –чтобы преодолеть страх перед
этим миром. И он в силу в силу своего всемогущества берет на себя обязательства
за все- те обязательства, которые принял ребеночек ,а взрослый может обсуждать
: да, это так , а это нет – не так.
К
Поэтому мне сложно спорить с кем-либо, поэтому я не могу понять почему ,если я
права, почему же он так не думает
П Технологии ,которые используют в спорах
имеют идею Я-позиции. А у каждого
человека свой взгляд – мама смотрит как мама, папа, как папа. Даже мы с вами :
я чуть подальше от этой линии(показывает на линию на полу) , а вы чуть
поближе -= у нас разные углы. В
помещении кто-то видит людей, кто-то
мебель, кто-то одного конкретного человека ...Я предложила своим сотрудникам такое
упражнение : Что вы видите на этой картине? Дорогу. Дождь. Дерево. ...
Любая
технология спора подразумевает технологию слушания и задавания вопросов
К Я всегда хочу смотреть как он, чтобы не
ошибиться.
П А что для вас ошибиться?
К Это
большое чувство вины.
П А что нужно сделать, чтобы не ошибиться?
Пример из практики. Женщина, которая все время смущалась от того, что не могла
сказать : «Он меня замучил .»
Я не
могу , а он меня хочет обнять. Мы с ней научились технике открывающих
вопросов. Напр., А что чувствуешь ты?
Муж: »Я не могу без тебя Я хочу защитить тебя». Жена : «А у меня челюсти
сводит. В висках давит». Я ее просто научила движениям (показывает на себе движения) . Когда мы
обсуждаем женские вопросы (Пилатес –техники) приходит моя кошечка, она нам
помогает. Муж этой женщины сказал, что его жена была ежик, а стала –кошечка.
Когда мы узнаем различные точки зрения – насколько богаче мы становимся !
К А как с чувством вины? (волнуется)
П С
чувством вины... Немного расскажите. Дышите глубоко, выдыхайте Так ,чтобы вам
было приятно.
К Оно всегда со мной (опустила руки). Но
сложнее всего, когда знаю, что нужно помочь (напр. возле церкви). Иногда я не
хочу этого делать (бросить копейку), а делаю потому ,что это нужно и когда я
это сделаю я успокаиваюсь.
П А что значит ваша фраза, что чувство
вины с вами всегда? Воспринимаете ли вы
его вашим ровесником или старше?
К Старше и больше. (руки подносит к груди)
П А что вы показали руками –это про что ?
К Это тоже вина . (опять закрылась руками )
П Можно временно попросить, очень аккуратно,
попросите его выйти и занять место, которое ему подойдет. С уважением.
Пожалуйста , выйди отсюда .
К Я правда, это ценю – я
из-за этого –хороший человек.
П Конечно, мы его временно попросим- вы ведь будете более хорошим человеком без этого
страдания.
Где
этому чувству, если его вынести, будет очень хорошо? В каком Доме?
К Может
Король?
П Ага, вы можете просто пройтись туда и
проверить ,правда ли ему там комфортно.
К Угу.
П Вот его место, да? А можно ли его спросить, когда он в Доме
Короля как его зовут?
К Я думаю, что это мой отец.
П Расскажите о своем папе – только то , что
можно.
К (плачет)
П (подходит, кладет руку на плечо)
К Мой отец умер, когда я была в 10 классе. Мы
не жили вместе . Он был очень умный правдивый человек- я его по-другому не знаю. Я знаю. что он меня
любил. Он больше недели не мог жить с нами . Ему больше нужны были книги, чем
люди. Моя мама прятала от меня книги, чтобы я не читала и не была на него
похожа. Но если я не буду читать , как я буду умной?
П Я правильно понимаю , что это папина половина, а это –мамина
(показывает на полосу бумаги)
К Мне всегда было неприятно говорить о моем
отце
П Скажите внутренне (по-грузински) : « Мамочка,
я очень хочу любить своего папу, разреши мне ,
пожалуйста.
К В д/с нам дали шарик-исполнение желания и я
захотела, чтобы хорошо было моему отцу и осталась вина перед мамой.
П Любовь- это стихия. Как благородно
прослеживается связь с отцом. Можно
мысленно проговорить такое : «Я всего лишь маленький ребенок для вас»
Правда
лишь , что их отношения касались вас только тем, что они дали вам жизнь
К Они друг друга уважали.
П А
возможно ли любить без уважения?
К Он меня любил по-особенному. И мама была для
него лучшей женой. Он человек, который должен быть один.
П Да , такие люди бывают и такого человека ваша
мама выбрала вам в папы.
К Я была королева, а рядом был король, но не
правил мной.
П Когда у меня кошка родила котят ,она коту
позволяла их обласкивать. Папа –сиамский
кот , а мама--голубая, а котята –черненькие – и дети похожи
на мать- они охотники ,и на
отца-они ласковы. Что получается? :
Король, Королева и Шут. Оказалось ,как это всегда бывает среди котов. ( т.е.
они же котята- они не врут, они просто
черные. Ф иначе получится, что если я
–голубая, то предаю папау, а если сиамская- то маму.
Но
они же никак не могут отвечать за то, что они разной породы.
К У меня было ощущение, что у меня какие-то
другие родители и по возрасту тоже.
П Просто у котят нет, а у людей есть этот
период всемогущества
К Мне хорошо было бы с папой.
П А если бы вы представили себе – только
представьте себе, что вот там , за креслом Короля, стоит ваш папа ,за креслом
Королевы- ваша мама и что точно также они стоят во всех Домах . Они не часть
вашего психического пространства 0 они его причина
К Я никогда не думала ,что у Шута есть мама и
папа .
П У вас есть мама и папа , потому что в вас
50% от папы и 50% от мамы. Представьте
себе каждую клетку вот так пополам разделенную ,живую.
К Моя проблема -
идти или дорогой мамы или дорогой папы.
П У меня не получается что-то. Что ответить.
Представьте себе, если бы они шли параллельно, то с кем бы я сейчас
разговаривала? Вы просто скажите себе:
«не я их знакомила, они сделали это сами».
Можете ли вы нести ответственность, а тем более вину, за них?
К Я опять почувствовала вину
П А время обратный ход имеет.
Это
кто из этого пространства виновен Король, Принц, Маг ? Выходите, прочувствуйте
где правильное место этой вины? Вина есть
и она очень серьезная. Эта вина
служила источником внутренней связи с
папой. Ведь если бы этого не было, кто бы это был ? Без правды, без этики? Это был ее этический
инструмент. Я вас очень прошу
попробовать, поищем инструменты, чтобы
можно было что-то сделать. Походите , поищите.
Если не получится, мы что-нибудь придумаем.
К (Встала и обошла медленно все Дома) Я не могу ее найти.
П Тогда не ищите ее, а просто побудьте в ее
роли. Почувствуйте, как чувствует себя Вина.
К (сидит молча долго ) Она устала
П Дорогая и уважаемая Вина , спасибо вам за то
,что вы были с нами. Фактически вы проявлялись у Ары как Вина.
К Вина , она была
во благо . Но я не знаю как меня зовут .
П Можно я поделюсь и скажу как я думаю? Я
думаю, что это уже уважаемая Совесть. Совесть это. Вы, уважаемая Совесть,
создали границы для Ары и можете сделать
круг почета.
К ( делает круг) Можно я чуть-чуть останусь?
П Конечно, угу. Она Совесть , ее надо оставить
, а Вину можно отпустить . Всегда ваша Совесть с вами. Что это такое? (показывает на листы-границу)
К Теперь это бумажки.
П Когда скрещиваются две породы –
получается третья.
Спасибо,
вам Ара Браво !
К Мне стало легче
П Еще бы (со смехом) – у человека есть и папа
,и мама, и совесть, и свой путь. (Все
смеются)
Человеку
было больно, а боль родилась раньше него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий